Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 249 620131 г.Екатеринбург, ул. Заводская, 36а тел: +7/343/203-27-28, факс: +7/343/232-38-22 Е-mail: mbdou249@mail.ru Принято Педагогическим советом МБДОУ – детского сада № 249 Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. Утверждено Заведующий МБДОУ – детский сад № 249 ________ А.М. Устюгова Приказ № 75 от «30» августа 2023 г. План физкультурно-оздоровительной работы МБДОУ – детский сад № 249 на 2023-2024 учебный год 1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В МБДОУ – ДЕТСКИЙ САД № 249 Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей. Поэтому так важно создание в ДОУ всех необходимых санитарно-гигиенических и психологопедагогических условий, так, как только здоровый ребенок может усваивать все то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным, работоспособным и нормально развиваться. Одно из основных направлений работы детского сада – создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. В дошкольном учреждении ведется систематическая работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей, а также разработан и активно внедряется план физкультурно-оздоровительной работы, включающая в себя целый комплекс развивающих, оздоровительных и профилактических мероприятий. Для осуществления задач по максимальному оздоровлению детей в ДОУ осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию. В основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни лежат задачи, которые включают в себя: организацию рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями; создание условий для оптимального двигательного режима; осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий; полноценное питание; обеспечение благоприятной гигиенической обстановки; создание атмосферы психологического комфорта. Медицинское обслуживание детей осуществляется медицинской сестрой и врачомпедиатром. Общее санитарно-гигиеническое состояние дошкольного учреждения соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Охрану психического здоровья детей обеспечивает четкий режим дня, качественное проведение всех режимных моментов. Важным условием успешного физического развития и оздоровления детей является систематическая работа врача-педиатра, медсестры, инструктора по физической культуре. Медицинская и педагогическая диагностика позволяют получать нам достоверные данные о физическом и умственном развитии каждого ребенка, состоянии его здоровья. Результаты обследование обсуждаются на педагогических совещаниях с целью анализа и корректировки оздоровительных мероприятий. На всех детей разработаны листы здоровья, где два раза в год фиксируются данные о здоровье детей, антропометрия, а врач детской поликлиники записывает рекомендации. Кроме того, ежегодно проводится анализ состояния здоровья воспитанников, планирование физкультурно-оздоровительной и медицинской работы в текущем году и прогнозирование основных направлений работы на будущее. В ДОУ имеются оснащенный спортивный зал и бассейн с физкультурным оборудованием и инвентарем. В группах с учетом возрастных особенностей оборудованы 2 «Центры здоровья». На территории детского сада имеется спортивная площадка. Для проведения спортивных и подвижных игр, оздоровительного бега приспособлены тротуары вокруг ДОУ и свободные места. На групповых площадках нарисованы разнообразные «классики», «следы», «финиш», «старт». Ежедневно во всех группах проводятся разные формы физического воспитания и развития детей: утренняя гимнастика в спортивном, музыкальном залах или на улице, подвижные и спортивные игры в течение всего дня, образовательная деятельность по физической культуре, закаливание, оздоровительный бег, дыхательная гимнастика и гимнастика по профилактике плоскостопия. Кроме того, организуются дни здоровья, зимние и летние спартакиады. В то же время воспитатели постоянно обеспечивают своевременную смену видов деятельности и не допускают переутомления у детей, одновременно обеспечивая их высокий уровень двигательной активности в течение дня. Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды. При проведении закаливания строго соблюдались следующие условия для ребёнка: он должен быть здоров в данный момент; находиться в комфортном состоянии Воспитатель организовывает проведение закаливания так, чтобы он видел и чувствовал состояние каждого ребенка, умел создать благоприятный психологический микроклимат. Нами используется щадящий метод закаливания: босохождение по массажным коврикам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма. В летний период босохождение используется во время прогулок в отведенных местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняют дыхательную гимнастику, точечный массаж в игровой форме, полоскание горла. Важным закаливающим средством являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 3 часов, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое). Особое значение в физическом воспитании и развитии детей имеет образовательная деятельность по физической культуре и плаванию. Кроме занятий по физической культуре с детьми в ДОУ проводится образовательная деятельность по здоровому образу жизни. Дети получают представления о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Все это оказывает большую роль в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность. Знание воспитателями, детьми основ валеологии, гигиены и элементов медицины способствуют повышению эффективности занятий, проводимых в ДОУ и семье, физкультурнооздоровительных мероприятий и исключают физические и психические перегрузки и переутомление у детей. Во время вспышки ОРВИ и гриппа используется ультрафиолетовое облучение и дезинфекция воздуха, проветривание помещений, фитотерапия: пары чеснока, лука. 3 В общей системе оздоровления особое внимание уделяли охране психического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников. Коллектив образовательного учреждения в так организуют деятельность детей и создают такую гамму положительных чувств и эмоций (упражнения на релаксацию в музыкальном сопровождении которые дают возможность положительно влиять на эмоциональный фон детей и их психическое здоровье). Специалистами ДОУ разработаны консультации и памятки для родителей по физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками: «Фитотерапия в детском саду и дома»; «Нетрадиционные методы закаливания детского организма»; «Использование современного физкультурного оборудования (фитоболы, батуты, сухие бассейны, тренажеры и др.) в физическом развитии детей»; «Гигиенический уход за ребенком-дошкольником»; «Как правильно организовать занятия с физическими упражнениями дома»; «Дыхательная гимнастика для детей». В целях пропаганды здорового образа жизни среди детей, родителей, формирования интереса к физической культуре и спорту проводятся следующие мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Друзья здоровья», «Веселые старты», Недели Здоровья. Таким образом, применение комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении дает возможность успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья воспитанников. Система физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ - детский сад № 249 № Содержание 1 Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 2 Образовательная деятельность по физической культуре Плавание в бассейне Утренняя гимнастика Гимнастика после дневного сна Группа Периодичность выполнения Оптимизация режима Вновь Ежедневно поступившие дети Все группы Ответственные Воспитатели Воспитатели Организация двигательного режима Группа раннего Инструктор по возраста физической 2 раза в неделю культуре Первая младшая группа Вторая младшая группа 1 раз в неделю Средняя 2 раз в неделю Старшая (1 раз на улице) Подготовительная Средняя 1 раз в неделю Инструктор по физической Старшая культуре Подготовительная Все группы Ежедневно Воспитатели Все группы Ежедневно Воспитатели Время В течение адаптационного периода В течение года В течение года В течение учебного года В течение года В течение года 4 Прогулки с включением подвижных и спортивных игр Индивидуальная работа по развитию движений Музыкальная деятельность Физкультурный досуг Все группы Ежедневно 2 раза в день Воспитатели В течение года Все группы Ежедневно Воспитатели В течение года Все группы 2 раза в неделю В течение года Средняя Старшая Подготовительная Все группы 2 раза в год Ежедневно Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре воспитатель Инструктор по физической культуре Воспитатель Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Все группы 3-4 раза в день Воспитатель В течение года Все группы Ежедневно Воспитатель В течение года Оздоровительный бег Старшая Подготовительная Инструктор по физической культуре Воспитатели В течение года. Динамическая пауза Все группы Воспитатели В течение года Самостоятельная двигательная активность Все группы В чередовании с утренней гимнастикой: старшая – 2 раза в неделю; подготовительна я – 3 раза в неделю) В перерывах между занятиями Ежедневно Воспитатели В течение года Все группы 1 раз в месяц Спортивный праздник Гимнастика глаз 3 Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы. 4 Точечный массаж Гимнастика после сна в игровой форме 5 Чесночно-луковая аромотерапия 6 Воздушные ванны Хождение босиком по траве Хождения босиком по «Дорожке здоровья» Охрана психического здоровья Все группы Ежедневно несколько раз в день Профилактика заболеваемости Все группы После дневного сна Все группы После дневного сна Оздоровление фитонцидами Все группы В течение дня Ежедневно после дневного сна В течение года В течение года Воспитатели В течение года Воспитатели В течение года В течение года Воспитатели Воспитатели Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка Все группы Ежедневно Воспитатели Все группы Ежедневно Воспитатели Все группы В течение года Воспитатели На период повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом В течение года Летний период В течение года 5 Игры с водой Все группы Во время прогулки Воспитатели Летний период Полоскание горла Средняя Старшая Подготовительная Все группы 1 раз в день Воспитатели, помощники воспитателей Воспитатели В течение года Умывание до локтей Обливание ног водой комнатной температуры 7 Корригирующая гимнастика 8 Консультации с родителями 9 Определение уровня физического развития Определение уровня физической подготовленности детей Диспансеризация Ежедневно после дневного сна Все группы Ежедневно Воспитатели после прогулки Профилактика плоскостопия и нарушение осанки Старшая 2 раза в Инструктор по неделю физической Подготовительная культуре Работа с родителями Все группы 1 раз в месяц Воспитатели Специалисты Мониторинг Средние, старшие, 2 раза в год (в Воспитатели групп подготовительные к октябре и апреле) школе группы В середине года проводится обследование детей с низким уровнем физического развития. Все группы 1 раз в год Специалисты детской поликлиники Медсестра Врач-педиатр Летний период Летний период В течение года В течение года В течение года В течение года 6 7